18 сентября 1933 г. 82 года назад
История сноса Сухаревской башни
Сухаревская башня на открытке 1927 года
Сухарева башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).
Башня была сооружена по инициативе Петра I. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в
Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.
В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу. В начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.
Сухарева башня считалась одной из главных достопримечательностей Москвы.
Газета «Рабочая Москва» 17 августа 1933 года опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни». Планировалось, 19 августа приступить к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.
28 августа живописец И.Э. Грабарь, академики архитектуры И.А. Фокин и И.В. Жолтовский направили И.В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения:
«Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля».
18 сентября 1933 года из Сочи Сталин и Ворошилов направили Кагановичу телеграмму № 40 —
«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.»
После некоторых перипетий 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.
17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К.Ф. Юон, академик А.В. Щусев, А.М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали —
«Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры».
22 апреля И.В. Сталин своим ответом авторам письма поставил точку в обсуждение целесообразности сноса Сухаревской башни:
«Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на всё моё уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас (И.Сталин)».
После сноса башни по предложению Л.Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную.