"Мы здесь истории повесть живая,
Вечную память нам ветер поет.
С родины дальней пусть гость, приезжая,
Летопись Белую нашу прочтет."
Этим августом мы с женой посетили Францию. Главной целью поездки был Париж и его достопримечательности.
Одним из пунктов нашей программы стало русское кладбище в пригороде Парижа, городке Сен Женевьев де Буа.
Добраться туда достаточно просто: садитесь на любой поезд RER линии "С",
не идущий в аэропорт Орли. Выйти на станции Сен Женевьев де Буа, на вокзальной площади сесть на автобус №1 (идет прямо до кладбища) или №3 (остановка метрах в 200 от входа, водитель направление подскажет) и ехать до "Русского кладбища" - "Симитьер рюс".
Это место известно как последнее пристанище белой эммиграции и русской интеллигенции с 1917 года. Здесь находятся могилы Ивана Бунина, Рудольфа Нуреева, Андрея Тарковского и многих многих других.

И, конечно, это крупнейший мемориал Белой армии в мире. На эту тему в нашей семье идут постоянные сражения - моя Катя выступает за "белых", а я за "красных".
Но несмотря на некую настороженность в отношении белогвардейцев, побывать здесь стоило. У нас вообще Первая мировая как-то забыта, а ведь целых ЧЕТЫРЕ года на этой войне рука об руку сражались БЕЛЫЕ и КРАСНЫЕ, тогда еще просто обычные русские солдаты. Так что я рекомендую это место к посещению всем любителям истории, военной и не только.
"…у дроздовцев — в лице ирония, любят носить пенсне — в честь их покойного шефа; у корниловцев — традиционно тухлый взгляд и в лице — презрительное разочарование; марковцы шикарят грязными шинелями и матерщиной."
— Толстой А.Н. Хождение по мукам
Мемориал Дроздовцам

Дроздовцы, «дрозды» — название воинских частей Добровольческой армии (впоследствии Вооружённых сил Юга России и Русской Армии), получивших именное шефство одного из основоположников Белого движения на Юге России — генерал-майора М. Г. Дроздовского. Первоначально дроздовцами называли бойцов Первой Отдельной бригады Русских добровольцев, совершившей 26 февраля (11 марта) 1918 — 24 апреля (7 мая) 1918 г. 1200-вёрстный переход под командованием тогда ещё полковника М. Г. Дроздовского.
«Дрозды» на протяжении всей Гражданской войны на российском юге были одним из самых надёжных и боеспособных соединений Добровольческой армии генерала Деникина и Русской армии генерала Врангеля. Отличались высокой организацией, дисциплинированностью, высоким воинским духом и устойчивостью в самых тяжёлых боях, что признавалось даже противниками Белого движения. «Малиновые» части направлялись на самые сложные участки фронтов, отличались крайним упорством в боях, отступали лишь в самом крайнем случае и поэтому несли тяжёлые потери.
Дроздовские части относились к числу привилегированных «цветных» на белом Юге: офицеры и нижние чины носили отличительные малиновые фуражки с белым околышем и малиновые с белой опушкой погоны с жёлтой литерой «Д».
Мемориал Алексеевцам

Алексеевцы — название воинских частей Добровольческой армии (впоследствии Вооружённых сил Юга России и Русской Армии Врангеля), получивших именное шефство одного из основоположников Белого движения на Юге России — генерала от инфантерии М. В. Алексеева.
Алексеевская дивизия была сформирована 14 октября 1919 года, выделением алексеевцев (1-го и второго Алексеевских полков) из состава — 9-й пехотной дивизии, и усилением их Самурским полком. В состав дивизии вошли также запасной батальон, Отдельная генерала Алексеева инженерная рота и Алексеевская артиллерийская бригада.
Галлиполийский обелиск
Памятник находится на Галлиполийском участке кладбища. Обелиск был создан в память о солдатах Русской армии, погибших за пределами России. Воздвигнут заботами общества галлиполийцев и воспроизводит по форме каменный курган, сооружённый в 1921 году русскими эмигрантами во главе с генералом Кутеповым.
С 1 апреля 2011 года памятник в Галлиполи взят на попечение Правительства Российской Федерации в лице Россотрудничества.


По восьмиугольному цоколю идут посвящения генералу Лавру Георгиевичу Корнилову и всем воинам корниловских частей — корниловцам, адмиралу Колчаку и всем морякам российским, генералу Маркову и марковцам, казакам, генералу Дроздовскому и дроздовцам, генералу Деникину и первым добровольцам, генералу Алексееву и алексеевцам, генералу Врангелю и чинам конницы и конной артиллерии... Ни один из вождей Белого движения, чье имя увековечено на памятнике, не нашел здесь своего последнего приюта. Большинство приняло смерть в России и осталось там без могил и крестов.
Галлиполийское сидение
Галлиполийское сидение (Русская армия в Галлиполи, галлиполийцы) — пребывание регулярных частей Русской армии Врангеля в окрестностях греческого (на то время) города Галлиполи. Преимущественно это были части 1-го Армейского корпуса генерала Кутепова. Войска эвакуировались из Крыма в ноябре 1920 года и сохраняли боеспособность до мая 1923 года.
Первый массовый отъезд из Галлиполи был спровоцирован французами, через голову русского командования предложившими желающим выехать на работу в славянские страны и предоставившими для этого пароходы. В мае 1921 года уехало около трех тысяч человек.
Русское командование, вынуждаемое французами и подгоняемое угрозой второй раз зимовать в Галлиполи, ускорило переезд всех оставшихся в Сербию и Болгарию, согласившихся принять части корпуса. В августе 1921 года уехали кавалеристы и первый эшелон пехоты. Отъезд продолжился в ноябре: в Болгарию уехали остатки штаба пехотной дивизии, Корниловский и Марковский полки, военные училища, офицерские школы и госпитали. Все оставшиеся части из лагеря были переведены в город.
8 декабря 1921 года через Салоники в Сербию уехали Николаевское кавалерийское училище, часть Технического полка, к тому времени переформированного в батальон, и передвижной отряд Красного Креста. А 15 декабря на борт парохода «Ак-Дениз» был погружен последний эшелон, с которым в Болгарию выезжал командир корпуса со штабом. В Галлиполи в ожидании отправки в Сербию и Венгрию оставались часть Технического батальона и учебно-офицерский кавалерийский полк, сведенные в «Отряд Русской армии в Галлиполи» под командованием генерал-майора З. А. Мартынова.
Окончился период пребывания Русской Армии в Галлиполи отъездом 6 мая 1923 года «последних галлиполийцев» из отряда генерала Мартынова в Сербию, где они стали дорожными рабочими в местечке Кралево.
[свернуть]
Памяти Офицеров и Солдат Российской Императорской Гвардии
Мемориал казакам

В центре мемориала возвышается восьмиконечный православный крест из черного лабрадора. На постаменте высечено «Казакам – сынам славы и воли». «Слава и воля» - девиз казачества, особого военного сословия, сложившегося на окраинах России к началу 18 века.
К началу 20 века казачество включало Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское казачьи войска. Казаки участвовали во всех без исключения войнах, которые вела Россия, но поистине трагической оказалась для них гражданская война на своей земле.
На казачьем участке русского кладбища похоронены те, кто уцелел в братоубийственной войне и пережил трагедию приспособления к чуждой для казаков жизни в чужой стране.
Мемориал Союзу русских кадетских корпусов или Общекадетскому объединению


Здесь завещали похоронить себя воспитанники кадетских корпусов, коих в России к началу 1-й мировой войны насчитывалось 29 и обучалось в них более 11 тысяч кадет. Многие из них, оказавшись в эмиграции и зная, что свой последний приют они найдут на чужой земле, пожелали остаться в памяти потомков вечно юными русскими кадетами.
И как символ этого, кадетский погон своего корпуса, цветной, фарфоровый – на каждом могильном камне.
Здесь похоронен Алексей Иванович Греве (1895 – 1983), воспитанник Тифлисского кадетского корпуса, выпускник Павловского военного училища, командир полка в Великую войну, полковник, в эмиграции стал архиепископом Никоном – он так и остался тифлисским кадетом и его красный погон лежит на белой плите кадетского участка.
Союзу русских авиаторов во Франции
Русские авиаторы похоронены как в отдельных могилах, так и на небольшом участке в центральной части кладбища. На невысокой гранитной стеле – эмблема русской военной авиации: распростерший крылья двуглавый орел, сжимающий в лапах пропеллер и меч с пылающей гранатой под ним, на груди орла круглый щит с вензелем Императора Николая II .
Памятник донским артиллеристам
"Мы – грузчики, мы разгружаем вагоны,
Мы носим тюки на усталой спине.
Мы – те, кто недавно носили погоны
И кровь проливали за Русь на войне.
Мы – грузчики… Тяжесть чужих преступлений,
Ошибки других на себе мы несем.
Но сердце не знает в нас тяжких сомнений –
Пред Родиной мы неповинны ни в чем."
Стихотворение "Грузчики" князя Федора Николаевича Касаткина-Ростовского (1875-1940). Его стихи о войне печатались в 1914-16 годах.
И фото памятной доски "В память иностранных офицеров ветеранов французской армии" обеих Мировых войн