Операция «Ити-Го» (яп. 一 Операция № 1) — стратегическая военная операция вооружённых сил Японии против китайских войск, проводившаяся с апреля по декабрь 1944 с целью установления железнодорожные сообщения Пекин — Ханькоу, Гуанчжоу — Ханькоу и Хунань — Гуанси, обеспечения сплошной коммуникационной линии из Северного Китая в Южный и захвата американских военно-воздушных баз в Центральном Китае.

Операция началась в апреле 1944 и шла очень успешно. В ходе неё гоминьдановские войска потеряли около 1/3 млн солдат + более 200 тысяч гражданских потерь, 10 крупных авиабаз, 46 аэродромов, до 2 млн кв. км с населением 60 млн человек. Было захвачено 45 городов и несколько американских аэродромов.

Тем не менее в связи с вторжением в октябре 1944 союзников
на Филиппины, поражением японцев
в Бирме и резким усилением опасности для самой
Японии высшее военное руководство страны вынуждено было привлечь крупные силы и средства для обороны метрополии — достигнутый японцами в Китае успех не был развит.
Общая ситуация в Тихоокеанской войне к 1944 году привела к тому, что Япония начала испытывать нехватку морских судов. В связи с этим было необходимо обеспечить сухопутные коммуникации для организации снабжения расположенной на континенте армии.
Кроме того, организация Союзниками снабжения китайской армии через Гималаи привела к активизации действий американской авиации, а также вызвало у японского командования опасение, что американская дальнебомбардировочная авиация сможет использовать базы в Китае для нанесения ударов по Японии.
Кроме того, в перспективе могло случиться так, что в случае изгнания японских войск из Верхней Бирмы Союзники смогут через провинцию Юньнань нанести удар в Южный Китай. Все эти соображения и создали замысел операции «Ити-Го».
Опреация "Ити-Го" состояла из двух этапов:
1. Пекин-Ханькоуская операция (операция «Ко»)
Операция "Ко"
В апреле 1944 года войска Северо-Китайского фронта переходят в наступление из Северного Китая; разгромив противника, захватывают и удерживают южный участок Пекин-Ханькоуской железной дороги к югу от р. Хуанхэ. Время на проведение операции — полтора месяца. В операции принимают участие Северо-Китайский фронт, 12-я армия — четыре дивизии и часть сил 5-й воздушной армии.
По окончании операции необходимые войска перебрасываются по суше через район Учан, Ханькоу на операционное направление Хунань — Гуйлинь. Захваченные районы удерживаются двумя дивизиями.
[свернуть]
Этапы- овладение Сюйчаном и захват железной дороги Пекин — Ханькоу

- окружение противника в районе Лояна

2. Хунань-Гуйлиньская операция (операция «То»)
Операция "То"
Операция проводится в июне 1944 года 11-й армией из района Учан, Ханькоу. В июле — августе 23-я армия начинает наступление из района Кантона. Разгромив войска противника, армии овладевают районами Гуйлиня, Люч-жоу, затем уничтожают остатки войск вдоль железных дорог Хунань— Гуйлинь, Кантон — Ханькоу, захватывают и удерживают их. Время на проведение операции — около пяти месяцев. В зависимости от обстановки в последующем, по возможности в кратчайшие сроки, армии организуют операции по уничтожению аэродромов противника в районах Суйчуаня, Наньсю-на. В последующем, если позволит обстановка, в январе — феврале 1945 года 23-я армия овладевает районом Наньнина, очищает от противника дорогу Гуйлинь — Ляншань и удерживает ее.
[свернуть]
Этапы- захват Хэнъяна

- захват Гуйлиня и Лючжоу

- очищение южного участка железной дороги Кантон — Ханькоу
- захват Наньнина и овладение коммуникациями, ведущими во Французский Индокитай
