11 августа 1979 г. 36 лет назад
Без срока давности
11 августа 1979 года по приговору суда расстреляна брянская карательница
Антонина Макарова-Гинзбург. В 1942-1943 годах она лично казнила полторы тысячи своих соотечественников. На жаргоне полицаев – «сводила в крапиву»…
20-летняя медсестра попала в окружение под Вязьмой. Сначала пробиралась к своим, потом сдалась полицаям в брянском селе Локоть.
«Все приговоренные к смерти были для меня одинаковые, - говорила на допросе Макарова-Гинзбург. -
Менялось только их количество. Обычно мне приказывали расстрелять группу из 27 человек - столько партизан вмещала в себя камера. Я расстреливала примерно в 500 метрах от тюрьмы у какой-то ямы. Арестованных ставили цепочкой лицом к яме. На место расстрела кто-то из мужчин выкатывал мой пулемёт. По команде начальства я становилась на колени и стреляла по людям до тех пор, пока замертво не падали все. Бывало, выстрелишь, подойдешь ближе, а кое-кто ещё дергается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился».
«Тоньку-пулемётчицу» искали тридцать лет, а когда нашли, ещё год наблюдали – боялись за репутацию уважаемой фронтовички и прекрасной матери. Её тайком показывали для опознания выжившим свидетелям, в том числе бывшему любовнику, отсидевшему свой срок за сотрудничество с оккупантами. Все узнавали её по приметной складке на лбу. Это было последнее крупное дело об изменниках Родины в годы Великой Отечественной войны, и единственное, в котором фигурировала женщина. Вплоть до оглашения приговора Макарова-Гинзбург была уверена в том, что ей дадут года три условно.