5 мая 1939 г. 76 лет назад
Первая стюардесса советских авиалиний
5 мая 1939 года советский пассажирский самолёт ПС-84 (пассажирский самолёт з-да № 84), а на деле лицензионный 21-местный Douglas DC-3, вылетел в очередной рейс по маршруту Москва-Ашхабад. Время в пути, с двумя посадками, составляло 13 часов.
Этот рейс стал эпохальным для «Аэрофлота»: в салоне самолёта впервые работала бортпроводница. Первой советской бортпроводницей стала 20-летняя москвичка Эльза Эдуардовна Городецкая. В штатном расписании не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли буфетчицей – слóва «стюардесса» тогда ещё не было.
Перед вылетом она должна была закупить продукты в ресторане аэропорта, упаковать их вместе с посудой в чемодан и погрузить на борт самолёта. Кроме того, до вылета стюардесса проводила уборку на самолете – меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль и т.д. А в полёте готовила бутерброды и заваривала чай – кипяток в термосах она тоже получала в аэропорту.
В течении двух месяцев она была единственной стюардессой Страны Советов.
Когда же советские стюардессы заговорили на иностранных языках, работать бортпроводником стало престижно. «Железный занавес», неприступный для обыкновенных граждан, волшебным образом приоткрылся для очаровательных и улыбчивых девушек в форменной аэрофлотовской одежде – о таком мечтали многие женщины Советского Союза! Правда, ради возможности увидеть «их нравы», будущей бортпроводнице при приёме на работу приходилось, помимо медицинской комиссии и собеседования на иностранном языке, пройти по собеседованию: у замполита, у секретаря парторганизации, в парткоме, в политотделе и, наконец, дождаться утверждения своей кандидатуры в Министерстве гражданской авиации СССР. К 1960 году Московская международная авиагруппа связывала нашу страну уже с 23 зарубежными государствами.
Давно нет неприступного «железного занавеса», а «их нравы» никому больше не интересны. Тем неожиданнее тот факт, что сегодня профессия бортпроводника вновь начинает приобретать популярность. И если собеседование в парткоме будущим стюардессам проходить больше не надо, то хорошее знание иностранного языка, физическая выносливость, устойчивость к стрессам и приятная внешность по-прежнему в цене, впрочем, стюардессы и стюарды «Аэрофлота» всегда обладали такими качествами.