Показать сообщение отдельно
Старый 07.06.2014, 00:49   #511
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 5,938
Сказал(а) спасибо: 30,256
Поблагодарили 40,987 раз(а) в 5,651 сообщениях
По умолчанию

7 июня 1872 г. 142 года назад

В Москве началось строительство
первой в городе конно-железной дороги

Click the image to open in full size.
Московская конка

До 1872 года в Москве не было регулярного и доступного вида общественного городского транспорта. К середине XIX века развитие получили железные дороги, и преимущества рельсового транспорта стали настолько очевидны, что возникла идея использования рельсовых путей для внутригородских перевозок.
Выход нашли в создании конно-железной дороги или конки. Предложил устраивать такие рельсовые пути по улицам больших городов в 1852 французский инженер Луба. В России конка впервые появилась в 1854 году в окрестностях Санкт-Петербурга.
Предложение о проведении линии конно-железной городской дороги в Москве обсуждалось еще на заседании Городской думы в 1863 году. Но только в апреле 1872 года Думой окончательно был утвержден проект строительства сети линий железно-конных дорог.
История московской конки началась 7 июня 1872 года, когда военное министерство проложило по центральным улицам города первую временную линию конно-железной дороги – от Тверской заставы (Белорусский вокзал) до Красной площади.
Её строительство было начато в связи с проведением летом 1872 года в Москве Политехнической выставки и приурочено к 200-летию со дня рождения Петра Великого. Торжественное открытие – начало регулярного движения 8 английских вагонов конного трамвая – состоялось месяц спустя в день открытия выставки – 7 июля 1872 года. На мероприятии присутствовал и Александр II, оставшийся весьма довольным новым видом транспорта.
Постройкой, с участием военных железнодорожников, и временной эксплуатацией линии занимались предприниматели Д.Гурьев и М.Новиков, которые поставили весь необходимый материал для укладки путей и вагоны из Англии.
Линия конки была одноколейной, имела протяженность 4,5 км с колеёй 1524 мм, на линии располагалось 9 разъездов. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). На первой линии конки эксплуатировалось 10 двухэтажных вагонов с империалами, куда вели крутые винтообразные лестницы. Империал не имел навеса и пассажиры, располагаясь на лавках, не были защищены от снега и дождя. Каждый вагон мог вместить 40 пассажиров, дамам пользоваться империалом возбранялось.
Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали еще несколько лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке их выпрягали.
В 1875 году было создано «Первое общество конно-железных дорог в Москве». В 1885 организована бельгийская компания «Главное общество конно-железных дорог». Эти организации (объединившиеся в 1891 году) построили линии конки по Бульварному кольцу, Садовому кольцу, проложили маршруты от центральной части города к его окраинам – на Воробьевы горы, в Дорогомилово, к Бутыркам и др. В 1880-х годах конка стала основным и удобным регулярным городским транспортом в Москве.
К 1900 году сеть конно-железных дорог в Москве составила 94 км; на 25 линиях курсировал 241 вагон (более 2000 лошадей и 400 вагонов), существовало 9 коночных депо. Пассажиры смогли ехать по всем направлениям по одному пересадочному билету, что удешевляло стоимость проезда для большинства москвичей и значительно увеличило число пассажиров, пользовавшихся конкой.
Конка сыграла свою роль – она была предшественником электрического трамвая. В Москве же использование конки продолжалось до 1912 года. Она была выкуплена Городской думой у частных компаний частично в 1901 и окончательно в 1911 году и постепенно заменена трамвайной сетью.
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (13):
ALE-Ikarus (07.06.2014), andreyoff (07.06.2014), BON (09.06.2014), Botya (07.06.2014), Eugene (08.06.2014), GBR (09.06.2014), Komthur (07.06.2014), Maksus (07.06.2014), MMA1963 (07.06.2014), Nissan_ELGRAND (08.06.2014), Pivoraki (09.06.2014), Андрей Богомолов (07.06.2014), Валерий Беликов (13.06.2014)