Показать сообщение отдельно
Старый 11.05.2014, 19:53   #441
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 5,934
Сказал(а) спасибо: 30,245
Поблагодарили 40,968 раз(а) в 5,647 сообщениях
По умолчанию

12 мая 1731 г. 283 года назад

Началось судоходство по Ладожскому каналу

Click the image to open in full size.
Карта Ладожского канала Императора Петра Великого 1745 года

С начала XVIII века транспортное обеспечение Санкт-Петербурга, флота и войск шло из центральных губерний по водным коммуникациям. Основная связь Невы с Волгой осуществлялась через Ладожское озеро, судоходство по которому было чрезвычайно опасно — частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. Поэтому Пётр I решил построить в обход озера канал.
По проекту канал должен был проходить на некотором удалении от береговой полосы озера, между реками Волхов и Нева. Его длина по проекту составляла 111 км (104 версты) от города Новая Ладога до Шлиссельбурга, ширина по поверхности воды — 21 м (10 саженей). Канал планировался без шлюзов, глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.
Строительство началось в марте 1719 года. Изначально работами руководил генерал-майор Г.Скорняков-Писарев. К строительству были привлечены тысячи людей — крестьяне, вольнонаемные и воинские части. Из-за тяжелых условий труда и плохой организации быта и производства на стройке была очень высокая смертность, а в связи с небрежным ведением дел руководителя работ на начальном этапе строительство сильно затянулось.
Осенью 1723 года Петр I, лично проинспектировав работы на канале, был крайне недоволен их медленными темпами и многочисленными техническими нарушениями. Он приказал арестовать Скорнякова-Писарева и некоторых мастеров. Руководителем работ был назначен военный инженер генерал-лейтенант фон Миних. Он навел порядок, улучшил снабжение стройки и бытовые условия работников, им стали регулярно выплачивать деньги.
Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, для устранения зависимости судоходства от них, предложил усовершенствовать проект канала за счет сооружения шлюзов, водоспусков, плотин, резервуарных водоемов и других инженерных сооружений. Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитом и приобрели архитектурное изящество.
После смерти Петра Великого Екатерина I резко сократила численность войск на канале. Темпы работ замедлились. Лишь благодаря неустанным стараниям Миниха к весне 1731 года строительство было завершено. Уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла канал, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге.
(1) 12 мая 1731 года стало официальной датой начала судоходства по Ладожскому каналу. Созданный по инициативе царя-реформатора канал был назван именем Императора Петра Великого или Петровским, став третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой его эпохи. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы и стратегически важным военным объектом России.

Click the image to open in full size.Click the image to open in full size.
К сожалению, в настоящее время каналы превратились в заросшие и замусоренные водоемы...

В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. После постройки Новоладожского канала, Петровский (Староладожский) стал выполнять вспомогательную функцию. Транспортное значение каналов резко упало в 1904 году с вводом в строй железной дороги, а с 1940 года они вообще перестали использоваться для судоходства.
К сожалению, в настоящее время каналы превратились в заросшие и замусоренные водоемы. Это тем более обидно, что Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал Императора Петра Великого интересен не только как выдающийся инженерный объект, но и как часть отечественного историко-культурного наследия России.

Немножко от себя.
Теперь всё встало на своё место. Теперь я понял, что я запечатлел во время посещения Шлиссельбурга... это начало Ладожского, позднее Петровского или Староладожского канала.
Миниатюры:
1) Шлиссельбург.jpg   2) Шлиссельбург.jpg  
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция

Последний раз редактировалось Андрей@; 01.09.2015 в 01:59.
Андрей@ вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (12):
ALE-Ikarus (13.05.2014), andreyoff (11.05.2014), Andrey_B (11.05.2014), BON (12.05.2014), Botya (13.05.2014), GBR (13.05.2014), Maksus (11.05.2014), MMA1963 (11.05.2014), Nissan_ELGRAND (11.05.2014), zheka-pnz (12.05.2014), Андрей Богомолов (12.05.2014), ПАЗ-657 (15.05.2014)