Форум коллекционеров масштабных моделей автомобилей

Форум коллекционеров масштабных моделей автомобилей (http://rcforum.su/forum.php)
-   Тракторостроениe (http://rcforum.su/forumdisplay.php?f=29)
-   -   Тракторы и спецтехника в прессе (http://rcforum.su/showthread.php?t=1856)

USIK 29.11.2008 21:57

Тракторы и спецтехника в прессе
 
Начиная эту тему хочу сообщить что редакция журнала "Грузовик Пресс" собирается избавится от журналов и иностранных проспектов по спецтехнике. Тракторы, трубоукладчики, прицепная техника, экскаваторы, ресайклеры, реклаймеры, бетононасосы, асфальтоукладчики, финишёры, катки, бэклодеры, горные и карьерные машины, краны.... По средствам малой механизации были вынуждены выбросить практически всё (набралась целая коробка).

К сожалению ситуация такова, что хранить у нас это уже негде, а ВУЗам и российским архивам подобные первоисточники абсолютно не нужны.

Если интересно: то откликнитесь! Отдадим бесплатно!

Ну и собственно если уж начал тему, то рассчитываю что здесь будут что-то писать о выходах новых журналов по спецтехнике.

USSR 29.11.2008 23:34

Люди!Кто в Москве и рядом! СПАСАЙТЕ ДОБРО!!!

lastik2 30.11.2008 00:03

Как быть,если я не из Москвы?!
Но очень заинтересован!!!

plyus76 30.11.2008 19:15

Цитата:

Сообщение от lastik2
Как быть,если я не из Москвы?!..

Покупать билет до Павелецкого :lol:

Хотя, конечно, смешного мало. Прискорбно, что в нашей стране кроме энтузиастов и любителей опять ничего никому не нужно.

akar 30.11.2008 19:18

Хотел бы взять!
Даже за плату! Но увы, я в Красноярске...
Быть может почтовым переводом...Хотя бы несколько каких-нибудь журналов. Но пересылкой наверное никто не будет заниматься...

kirindas 23.09.2009 23:44

Re: Тракторы и спецтехника в прессе
 
смех смехом, теме год, а заметил я её только сейчас
обиднo

stoyan 21.03.2010 17:06

ВНИИ Механизации Сельского Хозяйства
 
Вложений: 1
Изобретатель и рационализатор (4—76)

Взлетно-посадочный прицеп

Ю. ВАРНИКОВ, инженер.
Фото Ю. ЕГОРОВА

НОВОЕ САМОХОДНОЕ ШАССИ (А.С. № 332797) СТЫКУЕТСЯ С СЕЛЬХОЗМАШИНАМИ В СОТНИ (!) РАЗ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ СЕРИЙНОЕ. ОБСЛУЖИВАЕТ АГРЕГАТ ОДИН ЧЕЛОВЕК, А НЕ ДВОЕ, КАК НА НЫНЕШНИХ СЦЕПКАХ. МАШИНУ НЕ ВЫПУСКАЮТ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО РОДИЛАСЬ ОНА В «ЧУЖОМ» MИНИСТЕРСТВЕ


Конструкторы допустили оплошность, когда прицепные и навесные машины на тракторах расположили так же, как на конной тяге. Трактор, как и лошадь движется впереди машины, но крестьянин шел за лошадью, и ему было видно борозду, лошадь и плуг. Тракторист же не видел ни того, ни другого. Плохо. Это стало очевидным с первых же шагов новой «упряжки».

Тогда стали к прицепным машинам приделывав рабочие площадки для машинистов. Теперь тракторист вел сцепку, а машинист руководил работой агрегата. С точки зрения НТР крестьянин с конным плугом представлялся более прогрессивным вариантом: он управлял агрегатом один. Положение «двое на одну машину» до поры до времени устраивало. Рабочих рук хватало, машин было маловато. Потом все изменилось. Обозначился дефицит в людях. Нужно было создать такое тракторное шасси, на котором могла удобно расположиться любая уборочная машина. За рубежом приобрело популярность самоходное шасси немецкой фирмы «Ланц-Альдог». Это был четырехколесный трактор, у которого двигатель располагался над задним мостом, а между ним и передним мостом ничего, кроме двух параллели ных брусьев: между передними и задними колесами этого шасси можно поставить на пальцевые фиксаторы (для этого в брусьях — отверстия) нужную yборочную машину. Приподнял одной рукой машину, другой вытащил из гнезд фиксаторы — и снимай eё. И другую машину поставить, скажем, вдвоем— минутное дело.

Понравилось это шасси и у нас. Конструктора лишь перенесли двигатель за сиденье тракториста чтобы тому было еще лучше видно, и удлинили несущие брусья, поскольку для колхозных полей нужны механизмы покрупнее фермерских. Способ же навески и крепления оставили, как у немецкого шасси. Но большие, широкозахватные машины таким простым способом установить на шасси было невозможно. Пришлось расчленить машины на узлы и детали и каждый раз собирать их заново уже на брусья шасси, а снятая с них машина снова превращалась в набор узлов и деталей.

Это была ошибка, подытоживает руководитель лаборатории механизации возделывания овощи культур ВИМа канд. техн. наук А. К. Волосатов. Особенные неудобства возникали для овощеводства. Участки под отдельными культурами сравнительно не велики, и поэтому нужна то одна, то другая машина, а на замену уходит 5—6 часов. Кроме того чтобы развернуться, закончив обработку одного ряда, нужно приподнять навесные орудия над рамой иначе их можно сломать при наезде на край поля или грядки, а для этого пришлось снабдить навесные машины подъемными механизмами. И, наконец, yдлинённая база шасси для некоторых навесных машин все-таки оказалась недостаточной. Например, самосвальный кузов нужной грузоподъемности не умещался между передним и задним мостами и его пришлось расположить консолью над передними колёсами шасси. Ухудшалась обзорность, а ведь ради неё и «городился огород». И от кузова отказаться нельзя! Транспортные . работы в сельском хозяйстве, а особенно в овощеводстве, самые распространённые, объемы разовых перевозок невелики — не гонять же трактор с прицепом или МАЗ с несколькими центнерами груза в кузове. Как вы позже увидите, только кузов и оправдывает существование этого неудачного шасси, хотя ездить на нем часто приходится стоя — иначе впереди ничего не видно.

Нам удалось придумать машину так, что на замену навесного агрегата уходят не часы, а минуты и один несущий брус (вместо двух в серийном шасси) почти всегда приходится на междурядье — не заслоняет растения от тракториста.
— А как с внедрением? — спрашиваю изобретателя.
— Вот уже несколько лет пробиваемся, как трава сквозь асфальт,— смеется он.
А. К. Волосатов — один из немногих, кто получил кандидатскую по совокупности изобретений (без защиты диссертации). Их у него около сорока. Обстановка в лаборатории здоровая. Здесь нет избранной категории лиц, которым доверено отвечать на вопросы корреспондентов, и просто исполнителей, которых никто отвечать не приглашает. В беседе участвуют все. Чувствуется, что и старшие инженеры Л. П. Боронихина, В. И. Пономарев, и старший техник А. К. Стройков в курсе всех дел.

Волосатое говорит, что речь идет о генеральном направлении конструирования новых сельскохозяйственных машин, да и не только сельскохозяйственных. И строительные, и дорожные, и горнодобывающие машины нуждаются в своих удобных универсальных самоходных шасси.
Что же это за машина (а. с. № 332797)?

Американцы вначале прислали отказ на патентную заявку, сослались на известный автомобильный полуприцеп, иронически заметив, что смонтированные на дышле полуприцепа дополнительные колеса лишь превращают его в не менее известный прицеп и никак не могут явиться изобретением. Действительно, изобретенное шасси похоже на автомобильный полуприцеп. Двигатель настолько мал, что его и не заметишь между большими задними колесами, а если маленькие — передние — Находятся в борозде, да еще между грядками с морковью, их и вовсе не видно. Два колеса и дышло (несущий брус) — ну чем не полуприцеп? Но вот он подъезжает к стоящему в стороне культиватору — машине весом в полтонны и метра три шириной,— подныривает под нее каким-то расположенным на конце дышла приспособлением и... культиватор отрывается от земли, делает круг над дышлом-брусом, как самолет над аэродромом, и плавно садится на него. Еще секунда, и фрезерные диски культиватора (а. с. № 343653), как шасси самолета, касаются земли. На конце несущего бруса смонтирован гидроцилиндр, на штоке которого есть рычаг с автоматической сцепкой. Этот рычаг, сцепившись с машиной, и заставляет ее «летать» над своим посадочным брусом. Обработав одну полосу и дойдя до конца поля, культиватор снова приподнялся над брусом, а после того как шасси развернулось в обратный путь, вновь совершил мягкую посадку на землю.

Культивация почвы — одна из самых тонких сельскохозяйственных операций. Например, при посадке моркови семена должны лечь в землю не глубже трех сантиметров и почва должна быть спланирована по горизонтали и тщательно разрыхлена на ту же глубину, не более. Иначе будет нарушена капиллярная система почвы и семена останутся без воды. Эту ювелирную работу машина выполняет безукоризненно. И не только эту работу, но и многие другие. Для нового самоходного шасси ВИМом в содружестве со специализированными КБ и заводами сельскохозяйственного машиностроения разработано еще семь овощеводческих машин, и четыре из них так же, как и фрезерный культиватор, выполнены на уровне изобретений. Это и устройство для внесения удобрений, и машина для посадки лука (а. с. № 382372), и другие высевающие аппараты, и устройство для навески на шасси этих машин. Но особенно удачным получился саморазгружающийся кузов (а. с. № 266598 ). Нужно, например, отвезти на поле торф, и самоходное шасси за пять минут превращается в самосвал, да еще с гидравлической системой загрузки: на рычаг гидроцилиндра, что на конце несущего бруса, монтируется гидравлический грейферный захват. К этому рычагу можно приделать стрелу с ковшом наподобие экскаваторного и теперь грузить в кузов песок или сыпучие удобрения. Чтобы перевозить штучные грузы, например овощи в контейнерах, к услугам механизатора стрела с грузовым крюком. Механизирована и погрузка мешков, и для этой цели придуман захват (а. с. № 329111). 100-процентная гидравлика! Шлангов не видно, все они спрятаны в пустотелый несущий брус.

К 1980 году под овощами будет около двух миллионов гектаров земли, на каждые 80 га (так показывает расчет) нужно одно самоходное шасси с комплектом навесных машин. Животноводы просят несколько десятков тысяч новых шасси в основном с самосвальными кузовами и погрузочным оборудованием. Словом, нужно в ближайшее время изготовить около ста тысяч самоходных шасси. Может, совхозы колхозы вовсю покупают серийные самоходные шасси, в очереди за ними стоят? Покупать-то покупают, но не ради механизации полеводческих работ, ради того самого кузова, с которым часто приходится ездить стоя, в отрыве от всех педалей управения и правил техники безопасности. Расчлененные же навесные машины покупать давно перестали, разве что какой выпускник института по неопытности на первом году службы подсунет директору совхоза заказ на один-два комплекта. Благо в очереди за ними стоять не нужно.

На Харьковском заводе самоходных тракторных шасси давно догадались, в чем секрет успеха неудачного серийного шасси, и к каждому прикладывают кузов. Тем и живут. Но чувствуют неуверенность. И давно уже. Еще со времени совместной с (ВИМом подачи заявки на предполагаемое изобретение «Самоходное шасси» в 1965 году. В том же году, заручившись поддержкой Министерства сельского хозяйства, В/О «Союзсельхозтехника» и своего министерства, завод по договору с ВИМом разрабатывает техдокументацию на опытный образец и делает его, не требуя у Минтракторосельхозмаша ни ценег, ни материалов, так сказать, за счет внутренних ресурсов. Опытный образец успешно проходит испытания сначала на одной из машиноиспытательных станций, затем на полях подмосковного совхоза. Получено одобрение академиков ВАСХНИЛ и в Министерстве сельского хозяйства. Теперь нужно внести в опытный образец кое-какие улучшения и исправления, откорректировать рабочие чертежи и запускать машину в серию.
Окрыленный успешными испытаниями завод просит свой Минтракторосельхозмаш включить изготовление новой машины в план, поскольку серийное производство без помощи министерства не осилишь: нужны деньги, материалы, комплектующие изделия. И тут... Вместо ожидаемого одобрения — строжайший запрет и топанье ногами: «Видали, нашлись радетели за дела чужого министерства! И думать не могите. У нас своих НИИ и КБ предостаточно. У них есть и не внедренные, и опытные, и полусерийные. Так что выпускайте освоенное изделие и поосторожнее с инициативой».
В одном министерстве разрабатывают агротехнику и придумывают механизацию, в другом командуют заводами, которые эту механизацию делают. В одном до тонкостей знают сельскохозяйственную технологию, в другом заняты организацией машиностроительного производства. Специализация! Понятное дело... Ну а здравый смысл? Его нельзя бы как-нибудь пристроить в порядке исключения?

Прослышали, например, о новом шасси животноводы Киргизии и просят у завода комплект чертежей, чтобы сделать сотню штук своими силами. Министерство не разрешает, велит заводу ответить: выслать не можем, чертежи не откорректированы. А сами думают: чего доброго, и впрямь сделают, а что тогда наш заместитель министра т. Тарасов скажет? Наш завод разработал опытный образец, а чужие внедряют?
Закончено заграничное патентование. Получено шесть патентов в разных странах (в том числе и в США и в ФРГ). Пока что государство оплачивает вышеназванные патенты чистым золотом, поддерживает их в силе в расчете на будущие прибыли. Но лицензии иностранцы будут покупать только тогда, когда своими глазами увидят и своими руками пощупают серийно изготовленную машину.
Может быть, у Минтракторосельхозмаша есть основания не пускать новую машину в серию? Откройте секрет.

Изобретатель и рационализатор (4—76)

Через секунду культиватор совершит мягкую посадку на свой «aэpoдром».

Теперь машина у тракториста перед глазами. Сверху хорошо видно как она работает.

Ковшом, похожим на экскаваторный, хорошо, грузить землю, песок глину,
...а грейферным — торф!

Крановой стрелой можно снять — поставить собственный кузов, а при необходимости и сельским строителям помочь.

И мешки грузить удобно, и ящики, и тяжелые запчасти к машинам.

stoyan 23.03.2010 04:04

Пляжеуборочная машина завода Коммунмаш МЖКХ РСФСР
 
Вложений: 1
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

УБОРЩИК ПЛЯЖЕЙ

ОЧИСТКУ ПЛЯЖЕЙ МЕХАНИЗИРУЕТ АГРЕГАТ, ГОТОВЫЙ УБРАТЬ И ПАРК, И УЛИЦУ, ЗАСЫПАННУЮ СНЕГОМ.

Загорать каждый любит, а найди охотника убирать пляжи!
Для механической уборки пляжей ленинградский инженер Г. К. Базипевич разработал проект оборудования, навешиваемого на серийно выпускаемые самоходные шасси. На заводе «Коммунмаш» изготовили образец пляжеуборочной машины. Спереди у нее зубчатый сборник для крупных предметов, выбрасываемых морем во время шторма. Есть также вал с лопастным ротором — он сдувает все, что оставляют на пляже неряшливые «любители природы», в бункер-накопитель. Разгрузка мусора, как и загрузка, механизирована. Стоимость всех агрегатов даже при единичном изготовлении не превышает 500 рублей.
Машина легко проходит по сыпучему песку. Ее испытали на пляжах Финского залива: мусор убирает, а песок не трогает.
Агрегат универсален. На машине можно перевозить хозяйственные и строительные грузы, убирать листья и мусор в садах и парках.
Базилевич разработал дополнительное навесное оборудование, с помощью которого можно убирать снег, выравнивать после шторма территорию пляжа.

Новая машина для уборки пляжей.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР 1976-03

stoyan 26.03.2010 03:26

Вложений: 2
НА 1-й стр. ОБЛОЖКИ
Изобретатель и рационализатор (№6 — 1976)
Сотрудники ОКБ Горьковского политехнического института повезли на Северный полюс комбайн, который фрезерует лед, отбрасывает его в сторону, бурит в льдинах скважины и, засасывая оттуда воду, заливает ею трещины и неровности, сгребает бульдозерным носком снег и лед в бурты, поднимает кран-балкой тяжести весом до тонны. Наш корреспондент Ю. Егоров вмecтe с конструкторами поехал на испытания, чтобы разделить с ними нелегкий труд и достоверно сказать о перипетиях, которые случаются с изобретателями даже на полюсе.

Изобретатель и рационализатор (№8 — 1976)
Фото Ю. ЕГОРОВА
ВИЗИТ-ЭФФЕКТ
Репортаж нашего специального корреспондента Ю. ЕГОРОВА об испытаниях ледово-фрезерной машины

На разгрузку самолётов собирается весь коллектив станции включая кока. Если бы работала кран-балка можно было бы обходиться без общего сбора.

Качаем воду Ледовитого океана. Она горько-соленая и даже на 40-градусном морозе замерзает с трудом.

Мы научились бурить десятиметровый лед; поднимаем всю колонну вверх, не развинчивая звенья.

Коротка машина. Вы видите, как она «плавает» по ропакам, а вместе с ней —и фреза.

В успешности предстоящих испытаний я не сомневался. Все нужные конструкторам сведения о полюсе давно известны: диапазон температур воды и воздуха, скорости ветров, толщины и рельеф льдов, сопротивление льда разрыву, срезу, раздавливанию, количество и характер осадков,— стало быть, техническое задание на машину составлено грамотно, соответственно выполнено. Важен был замысел, идея. Не случайно заводские испытания, проведенные под Горьким в самую лютую крещенскую стужу, обрадовали и разработчиков, и представителей арктического и антарктического НИИ (заказчика), и вслед за ними прессу. Шнеком с фрезами машина споро срезала ледяные бугры, подхваченная ротором крошка тугой струей летела далеко в сторону, а ускользнувшая от ротора ледяная мелочь и снег были тут же сдвинуты в бурты бульдозерным отвалом. Оригинальное буровое устройство в несколько минут продырявило метровый лед; в скважину спустили шланг, включили насос и залили площадку водой.

Площадка получилась ровней бетонной взлетно-посадочной полосы. Затем на машине смонтировали, кран-балку с вылетом вперед, подняли тонну груза, и, держа его на весу, машина поползла со скоростью всего лишь 400 метров в час. Впятеро медленнее среднего пешехода: гидравлический уменьшитель хода — тоже полезное усовершенствование в машине, строящей ледовые аэродромы (лед приходится срезать с малыми подачами).

И вся-то эта универсальность — обычный серийный кишиневский трактор Т-54 с комплектом специального оборудования. Тем лучше! Известно, что модификация — самый экономный способ конструирования.
Словом, рассказывать я готовился главным образом о достижениях.

Намерение мое несколько поколебалось после встреч с начальником экспедиции «Север-28» М. И. Красноперовым и «директором Арктики» (начальником арктической и антарктической экспедиций) Н. И. Блиновым. Вокруг машины, сказали они, поднят слишком сильный шум. Первые испытания на Большой земле прошли неплохо, однако в результате, а также, считают М. И. Красноперов и Н. И. Блинов, из-за чрезмерного усердия печати было решено отправить ледовый комбайн на полюс немедленно, вертолетом. Транспортировка обошлась вдвое дороже самой машины; окупятся ли эти затраты — еще вопрос... Кроме того, она в лучшем случае разошьет лишь одно из их узких мест, поэтому хорошо бы когда-нибудь рассказать в журнале и о других, не менее срочных полярных нуждах, заинтересовать ими наших читателей.
Я обещал дать об испытаниях объективный репортаж.
Итак, в путь...

На станции узнали, что на время испытаний мороз ожидается не выше минус 25, однако же и не ниже 45 по Цельсию. Приемлемо. Такие и у нас бывают. Правда, могло запуржить, со скоростью ветра до 20 метров в секунду, но в первый день не запуржило. В первый было так тихо, что прямо хоть загорай.

День первый. Начальник СП-23 Арнольд Богданович Будрецкий посоветовал мне не верить глазам и термометру и непременно переодеться во все меховое, казенное. О комбайне тоже отозвался осторожно, воздав, впрочем, должное энергии и талантам руководителя Горьковского ОКБ разработки льда, снеге и мерзлых грунтов (Ралснемг) профессора А. Ф. Николаева и непосредственных авторов проекта — ведущих инженеров Андрея Николаева и Александра Семенышева. Андрей и Саша уже здесь, на станции, сами испытывают свою машину. Но пока что она себя никак еще не показала. При бурении и фрезеровании бур утопили, гидроцилиндр сломали. Чинят... По плану испытаний, в соответствии с техзаданием, машина должна: фрезеровать «ропаки» (оплавленные солнием торосы) и ледовые гряды метровой высоты со скоростью до 75 кубометров в час; расчищать снег и отбрасывать его на 15—20 метров в сторону; бурить лед на глубину до 15 метров со скоростью 2—3 метра в минуту; подавать из скважины до 100 кубометров воды в час; поднимать грузы весом в тонну на 4,5 метра.

Андрей, Саша и помогающий им бывалый полярник Николай Семенович Боровский, несмотря на неурядицы первых дней, сохраняют бодрое настроение. Бур, говорят, утопили просто по неопытности. Уже собрали новый и сегодня же испытают его деле.
Сегодня требовалось залить водой большую яму на взлетной полосе. Быстро наладили буровой станок. Первые шесть метров прошли за полчаса. А как только добрались до «сырого» льда, бур остановился. Несколько раз поднимали колонну, развинчивая двухметровые шнеки, чистили скважину. Взяли хитростью: плеснули в лунку солярки.
Заливали часа три, потом вода пошла слабо: скважина стела замерзать снизу.

Хорошо было бы пробурить по соседству другую, пока кое-как работает первая, но ЛФМ может одновременно делать что-нибудь одно. Все же накачали кубометров двести, залили яму.

День второй. С утра начали бурить на прежнем месте. По теории должны были прошить льдину за полчаса, но вырвало из заделки шланг гидросистемы, рассчитанный на 250 атмосфер. Почему? Ведь в системе трактора не более ста? Хорошо, что был запасной. Сменили быстро, но тем временем трактор остыл, так как температура была минус 35 и ветер 15 м/сек. Отогревая штуцер, Саша обжег палец и обморозил щеку. Трактор все же запустили. Toлько включили бур, как снова вырвало шланг.

День третий. Погода выдалась наславу: минус 10 и полный штиль. Скважину прошли за 25 минут. Научились очищать бур от стружки и шуги, поднимая его на всю высоту, не развинчивая секций. Скважина на этот раз действовала исправно, но вскоре выяснилось, что в нее вмерз шланг.
Работоспособной осталась только фреза, но и без метателя, который размонтировали по причине прохудившегося сальника. Решили так: раз можно фрезеровать, значит, надо хотя бы это делать. Стали срезать ропак в самом
начале взлетно-посадочной полосы. Лед режется прекрасно, но база тракта; коротка: фреза не только бугры срезает, но и ямы в этих местах роет.

День четвертый. Руководитель полетов сказал, что из Черского к нам летит новая проушина. Пока она летит, решили поставить метатель. Возни много а тут как назло завернул мороз, ветер поднялся и погнал поземку. Обжигая руки, крутим гайки. Заменили сальник, смонтировали агрегат, и как раз самолет пришел, доставил проушину.
Поехали на ВПП. Строгали большой гребень. С опорой на нож и с метателем дело пошло лучше. Но скорость резания никак не достигала расчетной, площадку в 50 квадратных метров равняли около получаса. При ветре метатель отбрасывал крошку метров на десять, не далее, а этого мало. Пробовали потом взять бурт бульдозером, однако нож оказался жидковатым. Вынесен слишком далеко вперед и фиксируется все же слабо.

День пятый. Утром я попросил Андрея поставить лебедку. На подходе был самолет с большим грузом, и я хотел посмотреть, как работает кран-балка. Но оказалось, что с ней что-то не ладно.
— Тяжелый случай,— сказал я Андрею,— хлипковат агрегат?
— Это «визит-эффект»,— расстроился Андрей. Дома все работало хорошо, испытания по всей программе прошли гладко. Хоть бы что-нибудь сломалось там, в Горьком, где рядом было КБ, завод, любые специалисты... А здесь что ни день — новь сюрприз. Полюс уже внес немало поправок в ЛФМ и, мне кажется, список их еще не закончен.
— Разочарование?
— Комбайн пока на ходу. Шланг прилетит — будем бурить и заливать ВПП, наметет снегу — станем чистить полосу ротором и ножом, да и фрезеровать с подготовленной ровной площадки можно.
Руководитель полетов В. Н. Дебелый:
— В принципе нам очень нужна такая машина, но мощнее и прочнее. Молдавский виноградный трактор Т-54 для нас не годится—ему здесь холодно.
Полярники, экипаж СП-23:
— С этой моделью разработчики пройдут хорошую полярную школу и следующую машину сделают как надо.

Изобретатель и рационализатор (№8 — 1976)

stoyan 28.03.2010 18:38

ПОДВОДНЫЙ БУЛЬДОЗЕР
 
Вложений: 1
1987
ПОДВОДНЫЙ БУЛЬДОЗЕР ЖДЕТ СВОЕГО ЧАСА

МАШИНА, ЗАМЕНЯЮЩАЯ ВОДОЛАЗОВ, ВЫНУЖДЕННЫХ ВРУЧНУЮ РАСЧИЩАТЬ ДНО, РЖАВЕЕТ НА БЕРЕГУ.
Доцент Одесского инженерно-строительного института В. Лобанов, только что вернувшись из годичной командировки в Делтфский технологический университет в Голландии, где вел исследования процессов резания грунта на дне моря, снова попал «на дно». Его кафедра участвовала в дноуглубительных работах. Неоднократно, надев акваланг, Лобанов присматривался к работе водолазов. Они собирали камни в корзины и вручную переносили их, освобождая дно. Земснаряд со скальным грунтом не всегда справится, да и оправдает себя только при очень больших объемах работ.
К Лобанову обратились из треста Южгидроспецстрой. Дело в том, что подводный взрыв провели неудачно. Нельзя ли разработать машину для расчистки камней под водой на глубине шесть метров? Лобанов с начальником экспериментального участка С. Наместниковым засели за работу. Получился некий подводный рыхлитель — станина, по которой ходит взад-вперед балка с укрепленным на конце ножом вроде резца поперечно-строгального станка. Но балка поворачивается вокруг оси машины, так что расчищает круг на дне. Управляется рыхлитель с понтона, привод гидравлический, дизель и гидромотор стоят также на понтоне.
Построить такую машину в мастерских экспериментального участка было не просто. Рабочих чертежей авторы сделать не могли, обошлись эскизами. Заразили своим энтузиазмом не только рабочих, сооружавших машину, но и посторонний завод «Стройгидравлика» — там помогли получить гидропривод, а заводские конструкторы даже кое-что просчитали.
Планировщик построен, испытан... и не понадобился. На участке, для которого он был предназначен, «к сожалению», произвели успешный взрыв, и надобность в планировщике отпала. Теперь, говорят, придумайте подводный бульдозер. Ладно. Взяли шасси от экскаватора, привод — гидромотор, спереди нож-отвал... Но как управлять им под водой? В первоначальном варианте на шасси бульдозера устанавливалась кабина оператора. Сама кабина, естественно, герметичная, была связана шарнирной трубой с понтоном, плавающим на поверхности. Причем внутри трубы находился трап, по которому оператор опускался под воду. Бульдозер, передвигаясь по дну, тащил трубу за собой.
Однако испытания выявили много минусов такой схемы. Например, ограничение глубины. А если бульдозер провалится в яму на дне, то может
утащить за собой под воду и понтон! Тогда попробовали соединение гибкими шлангами, а водителем пусть будет водолаз-оператор. Разумеется, первую пробу в качестве оператора в акваланге произвел сам Лобанов. Но при движении бульдозера со дна поднялась такая муть, что ничего не было видно.
Вернулись к идее дистанционного управления. Самым простым оказалась геодезическая мачта-шест, устанавливаемая на бульдозере и конец которой торчал над водой. По шесту было видно, в каком направлении движется под водой машина и, приближенно, на какой глубине. Более подробную информацию давали датчики, установленные на шасси.
Начались испытания машины (а. с. № 730 934). В принципе все было ничего, но изобретатели видели слабые места механического водолаза и собирались его модернизировать. Тут, однако, начались испытания куда более суровые. Дело в том, что трест Южгидроспецстрой разрешил на своей базе делать и испытывать бульдозер потому, что ему запланировали большой объем берегоукрепительных работ. Необходимых плавсредств у треста не было, и подводный бульдозер мог бы пригодиться. Неожиданно эти работы передали Черноморгид-рострою. Лобанов — туда: возьмите бульдозер. Ему отвечают: доведите машину, тогда посмотрим. Но ни своего КБ, ни экспериментального завода у изобретателей нет. Они обратились в Гидропроект, спроектировавший для Ленинграда дамбу, защищающую город от наводнения. Работы там ведутся на мелководье, и бульдозер мог бы пригодиться. Тот же ответ: доведите, тогда посмотрим. В Новороссийскморстрое тот же прием...
Неожиданно Лобанова вызвали в Мингазпром: такая машина нужна для некоторых работ. Министерство мощное. Направили его в ОКТБ Союзморнефте-газ. Думал, сильное КБ — и чертежи разработают, и опытный образец смогут сделать и испытать. Выслушали его внимательно и сказали, что нужен бульдозер, способный работать на глубине... 200 метров. С тем и ушел. Дело было в 1979 году. Бульдозера, способного работать на такой глубине, нет и по сей день.
А бульдозер Лобанова и Наместникова мирно ржавеет на берегу. Изобретатели мечтают, чтобы Южгидроспецстрою снова дали большой объем берегоукрепительных работ. Может, вы получили такой заказ? Рекомендуем связаться с авторами.
Л. ЛАЗАРЕВ

Схема соединения бульдозера с плавучими или береговыми дноуглубительными сооружениями.

Лобанов и Наместников у своего бульдозера вместе с энтузиастами-сборщиками.

stoyan 09.04.2010 12:14

Вложений: 1
ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВЫДЕРГИВАЕТ НЕФТЕПРОВОД ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ

ИЗОБРЕТАТЕЛИ ВСЕСОЮЗНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ (ВНИИСТ) СКОНСТРУИРОВАЛИ НОВУЮ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНУЮ МАШИНУ, КОТОРАЯ МОЖЕТ ВЫДЕРНУТЬ, НЕ РАСКАПЫВАЯ ИЗ ЗЕМЛИ, УЧАСТОК ТРУБОПРОВОДА (а. с. № 330104).

Для ремонта трубопровода его надо прежде всего раскопать. Обычно он под землей. Затем поднять. Это не легче, чем прокладка. Причем надо торопиться: задержка в ремонте трубопровода, по которому идет нефть или газ, может обернуться вынужденным простоем многих предприятий.

А как поторапливаться, если сначала надо одноковшовым экскаватором раскопать траншею (многоковшовый работает только на пустом месте), затем краном-трубоукладчиком поднять трубу диаметром более метра, положить ее на край траншеи, снять изоляцию и только после этого звать ремонтников?
Башенные, козловые и портальные краны здесь не годятся — могут двигаться только по рельсам. Не прокладывать же вдоль каждого трубопровода железную дорогу!

Изобретатели взяли два трактора и установили на их рамы жесткие каркасы. На вершине каркаса — шарнирный поворотный круг, обладающий всеми степенями свободы. К шарнирам крепится мост-портал, по нему ходит тельфер (а. с. № 330104). Шарниры не ограничивают движения тракторов. Это очень удобно при движении цугом. Порой во время работы один трактор наклоняется вправо, а другой влево, или оба в одну сторону. А мост благодаря шарнирам всегда горизонтален. Такая маневренность крана чрезвычайно заманчива не только при прокладке и ремонте трубопроводов, но и вообще на самых различных монтажных работах и даже при транспортировке по бездорожью особо тяжелых грузов.

Грузоподъемность «подвижного моста» 32 т. В процессе испытаний изобретатели рискнули подвесить на крюк груз в 50 т, заменив канаты. И кран выдержал. Так что трубу из земли кран выдергивает без всякого напряжения.

А если ширина траншеи уменьшится и тракторам надо будет сойтись поближе? Ничего страшного: один из шарниров, на которые опирается мост, не глухо зафиксирован на портале, а перемещается по специальным пазам. Надо будет — тракторы сойдутся ближе, надо — разойдутся.

Теперь любую пару гусеничных тракторов можно переоборудовать в подобный кран. Техническую документацию авторы предоставят с готовностью.

Без труда вытаскивает мощный кран из-под земли, не раскапывая, неисправную трубу.

Тракторы могут наклоняться и крениться как угодно— крановая балка всегда горизонтальна.

Изобретатель и рационализатор № 8—77

stoyan 09.04.2010 12:18

Вложений: 1
ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ

НЕ НАШЛИ ПОДХОДЯЩИХ ПНЕЙ

НОВЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНЫХ И ДРУГИХ ДОРОГ В ЛЕСУ НЕ ТОЛЬКО УЛУЧШАЮТ КАЧЕСТВО САМИХ ДОРОГ И УСКОРЯЮТ ИХ СООРУЖЕНИЕ НО И СБЕРЕГАЮТ ЛЕС ( а. с. № 319302 и 330238 ).

Дорогу в лесу строить, казалось бы, легче, чем обычную магистраль: и требования помягче, и асфальтом покрывать не надо (все равно зарастет). Однако качество должно быть достаточно высоким, чтобы она нормально функционировала в течение всего времени лесоразработок на данном участке. А строится в тяжелых, стесненных условиях, где кроме обычных дорожных работ надо вести постоянную корчевку пней. Пни случаются немалые.

Как ни странно, чем мощнее корчеватель, чем толще пень он может выдернуть, тем больше леса он сохраняет. Объясняется это тем, что реже приходится взрывать. Но до последнего времени не было корчевателей, способных вытаскивать пни диаметром больше 40 см.

Сотрудники ЦНИИ механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ), вдохновившись примером краностроителей, давно уже применяющих краны с аутригерами (выносными опорами), решили установить такую же опору и на корчеватель, слегка его переконструировав. Перед тем как захватить пень зубчатой рамой, корчеватель упирается в землю плитой, которую передвигают гидроцилиндры с мощными штоками, способными работать на изгиб (а. с. № 319302). Теперь львиная доля нагрузки идет на плиту, а гусеницы трактора Т-130Г, на котором навешен корчеватель, совершенно разгружены. На испытаниях корчеватель легко выдергивал пни диаметром до 120 см! «Мог бы и больше, да не нашли таких пней»,— рассказал руководитель разработки ф. А. Железняк. Следует отметить, что, вопреки опасениям, оборудование корчевателя оказалось легче обычного: 2,5 вместо 3,5 т.

Выкорчевав пни, можно строить. Обычно используют бульдозеры, возводя насыпи земляного дорожного полотна, разравнивают и планируют поверхность, устраивают и очищают кюветы и т. д. Обычные бульдозеры, возводя насыпь, отъезжают от дороги на довольно солидное расстояние, набирают грунт и подпихивают его к строящейся насыпи. А где взять в лесу место для разбегов?

Вырубают лишние деревья, корчуют лишние пни, расчищают место для проходов бульдозера. На холостые разбеги тратится много времени, горючего, снижается производительность труда.

Ученые из ЦНИИ механизации и энергетики лесной промышленности разработали первый в нашей стране бульдозер, который может поворачивать свой отвал в горизонтальной, продольной и поперечной плоскостях так, что он почти вплотную приближается к базовой машине — тому же трактору Т-130Г, на который навешивается и суперкорчеватель. Отвал соединен с рамой на шарнирах так же, как и гидравлические силовые цилиндры, перемещающие его в различных направлениях ( а. с. № 330238 ). Теперь бульдозер может действовать как грейдер и формировать насыпь, двигаясь не поперечно, а продольно по отношению к строящейся дороге. Это привело к тому, что резко сократилась ширина подготавливаемой дорожной полосы, исчезли холостые проходки (куда бы бульдозер ни двигался, он подгребает насыпь), вдвое уменьшилось количество вырубаемого леса и корчуемых пней и вдвое увеличилась производительность труда.

Немаловажно и то, что такой бульдозер, действуя как грейдер, строит дорогу более высокого качества, чем обычные машины, а также и то, что сокращены вторжения бульдозера в лес.

Новая машина найдет применение не только на лесоразработках. Незаменима она при строительстве сельских дорог (сохраняет посевные земли) и при производстве земляных работ в стесненных условиях, например в котлованах, на мелиоративных работах.

В. ЗАВАДОВСКИЙ

Могучий корчеватель свободно выдергивает из земли пни диаметром свыше 120 см.

Бульдозер поворачивает свой отвал в любой плоскости.

Бульдозер очищает снег.

Изобретатель и рационализатор № 8 — 77

stoyan 10.04.2010 05:13

ГОРНЫЙ ПАХАРЬ НА ОДНОЙ ГУСЕНИЦЕ
 
Вложений: 3
ГОРНЫЙ ПАХАРЬ НА ОДНОЙ ГУСЕНИЦЕ

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ОДНОГО ИЗ СОВХОЗОВ ГРУЗИИ Д. В. ЦАГАРЕЙШВИЛИ СПРОЕКТИРОВАЛ И ИЗГОТОВИЛ ИЗ СТАНДАРТНЫХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРАКТОР (а. с. № 399402), КОТОРЫЙ МОЖЕТ РАБОТАТЬ НА СКЛОНАХ С УГЛОМ ДО СОРОКА И БОЛЕЕ ГРАДУСОВ. «ГРУЗСЕЛЬХОЗТЕХНИКА» ОДОБРИЛА ИЗОБРЕТЕНИЕ, НО ДО СИХ ПОР НЕ ДОБИЛАСЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛИ ЗАВОДСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ.

Как назло, в Грузии с ее райским климатом 92% всей территории — горные районы. Подсчитано, что, освоив участки с крутизной лишь до 10 градусов, дополнительно получили бы более 7 тыс. т ллодов, 50 тыс. т чайного листа, 100 тыс. т кукурузы и пшеницы. Если же освоить склоны с крутизной до 20 градусов, то эти цифры увеличатся в три-четыре раза. Для горного земледелия нужна своя техника.
Предпринимались попытки переделать серийные тракторы в горные.

Понижали центр тяжести машины, увеличивали ширину колеи, навешивали всевозможное вспомогательное оборудование. Но чтобы борозда и след машины не стали руслом дождевых потоков, провоцирующих эрозию почвы, они должны идти поперек склона. А сильный боковой крен для обычной техники — опасное трюкачество. Пришлось проектировать специальные машины.

В 1971 году группа конструкторов и инженеров была удостоена Государственной премии за создание горного трактора Т-50К— колесного универсального склонохода (см. статью «Смотрите: не падает!», ИР, 11, 65).

На склонах до 20° автоматы-стабилизаторы удерживали основную часть машины в строго вертикальном положении. При этом колеса трактора с одной стороны автоматически смещались вниз, с другой — вверх. И все-таки трактор немного сползал, след и борозда виляли.
Тогда каждое ведущее колесо снабдили двумя дисками. В критический момент диски-фрезы автоматически вдавливаются в почву и противодействуют сползанию агрегата. Трактор пошел прямее.

Д. В. Цагарейшвили проблемы горного земледелия близки. Он житель гор, он специалист по сельским машинам. Проанализировав все, что было создано в этой области, инженер-механизатор пришел к оригинальной мысли, сделать трактор колесно-гусеничным, гибридным. Четыре колеса и одну гусеницу. На бумаге получилось.

Чтобы проверить в натуре, Цагарейшвили стал коллекционировать всевозможные железяки и выпрашивать некондиционные запчасти. Его собственный двор превратился в склад Вторчермета, и он приступил к сборке. Без чертежей, экспромтом.

И вот двигатель СДМ-1, позаимствованный от серийного трактора ДТ-75, опоясался единственной гусеницей. По бокам — четыре вспомогательных колеса. Со стороны уклона — по упорному диску у колес. Спереди и сзади — по два рабочих орудия-плуга. Оси колес, диски шарнирно соединяются с рамой, гидросистемы могут перемещать их вверх и вниз.

Когда все железяки встали по местам, занял место и конструктор. Он не без удобства расположился между парой рабочих орудий и гусеницей. Пошумев, машина, на удивление соседям, двинулась к ближайшему косогору, на который, если не считать лошадь с плугом, никакая механизация не взбиралась.

Вскарабкавшись повыше, трактор разворачивается и идет по горизонтали. Тракторист включает по одному плугу. Передний делает первую борозду. По ней пойдет гусеницэ. Вспомогательные колеса ориентируют машину в горизонтальной плоскости. Специальные диски, смонтированные параллельно колесам, врезавшись в почву, удерживают трактор от сползания. Задний плуг «заметает» следы гусеницы. Достигнув конца участка, Цагарейшвили отключает работающую пару плугов и включает другую. Включив реверс и сместившись на ширину гона ниже, машина идет в обратный путь, «погнав» очередную полосу.

Гибрид Цагарейшвили уверенно тарахтел на склонах крутизной до 40 градусов. А качество обработки! Так еще никогда не пахали эти земли. Ширину захвата и глубину вспашки впервые удалось выдерживать постоянными. Себестоимость работ на гектаре крутых склонов снижается на 26,43 рубля. Естественно, что, спустившись с гор, гибрид сможет работать и на равнинах. Здесь к нему можно прицепить и больше рабочих органов.

Если новый трактор пойдет в серию, его вид, надо думать, станет менее экзотическим. Первый ведь как изготавливался: один человек собирал его чуть ли не на коленях.

Опытный образец заводского изготовления наверняка будет не только эстетичнее, но и более работящий. В мае 1970 года вопрос о тракторе для работы на крутых склонах обсуждался на заседании научно-технического совета республиканского объединения «Грузсельхозтехника» при Совете Министров Грузинской ССР. Совет рекомендовал автору подать заявку в Комитет по делам изобретений и открытий. На заседании было утверждено составить техдокументацию и изготовить экспериментальный образец. Но вот и авторское получено, а опытного образца все нет.

А. ЕРМОЛАЕВА, инженер

Внешне конструкция получилась не совсем изящной, но пока не об этом забота. Главное, чтобы агрегат брал высоту и мог там исправно работать.

Д. В. Цагарейшвили понадобился год, чтобы в одиночку спроектировать и собрать горный трактор. Опыт изобретателя может оказаться поучительным для научных институтов.

stoyan 10.04.2010 05:21

Вложений: 1
Д. В. Цагареишвили

Республиканское объединение «Грузсельхозтехника» Совета Министров Грузинской ССР

ТРАКТОР ДЛЯ РАБОТЫ НА КРУТЫХ СКЛОНАХ

Изобретение относится к механизации горного земледелия, в частности к работе тракторов с выравнивающимся остовом на крутых склонах в поперечном направлении.

Известны тракторы для работы на крутых склонах, содержащие раму, двигатель, коробку отбора мощности, выполненную с возможностью реверсирования, управляемые колеса и ведущие, связанные с гидроприводом.

Известные тракторы сохраняют вертикальное расположение, но по отношению к обрабатываемой поверхности все же устанавливаются под углом, в результате чего не обеспечивается прямолинейность движения, а также возможно опрокидывание трактора, так как центр тяжести указанных тракторов расположен довольно высоко из-за наличия дорожного просвета, вследствие чего снижается их устойчивость.

Цель изобретения — обеспечить безопасность работы на крутых склонах при эффективном использовании отбираемой от двигателя мощности и получить максимальные тяговые усилия.
Достигается это тем, что трактор снабжен гусеничным движителем, размещенным во внутреннем контуре рамы, выполненной с подрезателями грунта, размещенными по обеим фронтальным сторонам рамы, причем управляемые колеса снабжены гидроприво-
дом. Кроме того, двигатель может быть размещен во внутреннем контуре рамы.

На фиг. 1 схематически изображен описываемый трактор, вид в плане; на фиг. 2 — поперечное сечение трактора; на фиг. 3—вид на гусеничный движитель сбоку.

Трактор содержит раму 1, передний мост 2 и задний мост 3, связанный с гидроприводом 4. Во внутреннем контуре рамы смонтирован гусеничный движитель 5, привод которого осуществлен от двигателя б, также расположенного во внутреннем контуре рамы, через коробку отбора мощности 7. В задней части рамы крепятся поперечины 8 и 9, к которым шарнирно закреплены с помощью гидроцилиндров 10 и 11 подрезатели грунта 12 с левым отвалом и 13 с правым отвалом. В передней части рамы крепятся поперечины 14 и 15, к которым шарнирно с помощью гидроцилиндров 16 и 17 закреплены подрезатели грунта 18 с левым отвалом и 19 с правым отвалом колеса. Колеса 20 крепятся к раме 1 с помощью двухзвенного шарнира 21 с гидроцилиндрами 22, а с мостами 2 и 3 соединяются карданной передачей 23.

Работа трактора осуществляется следующим образом.

Движение трактора на равнинной местности может осуществляться как гусеничным движителем 5, так и с помощью колес 20, установленных на ведущих мостах 2 и 3. При работе, и в частности при переворачивании почвы снизу вверх, трактор устанавливают в поперечном направлении горного склона и с помощью гидроцилиндров 10 и 16 включают в рабочее положение подрезатели грунта 13 и 19 с правым отвалом. После этого трактор начинает движение и передний под-резатель 19, врезаясь в почву, делает первую полосу пахоты, на которую устанавливаются гусеницы движителя 5, при этом с помощью гидропривода 4 колеса 20 устанавливаются в необходимом положении, т. е. упираются и двигаются по склонам. При этом подрезатель грунта 13, смонтированный сзади трактора, закрывает полосу, проделанную подрезателем грунта 19.

При достижении трактором конца участка включаются подрезатели грунта 13 и 19 с правым отвалом и включаются подрезатели 12 и 18 с левым отвалом, производится реверсирование трактора и он в том же порядке,только в противоположном направлении, выполняет обработку следующей полосы почвы склона.

Предмет изобретения
1. Трактор для работы на крутых склонах, содержащий раму, двигатель, коробку отбора мощности, выполненную с возможностью реверсирования, управляемые колеса и ведущие, связанные с гидроприводом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасной работы на крутых склонах при эффективном использовании отбираемой от двигателя мощности и получения максимального тягового усилия, трактор снабжен гусеничным движителем, размещенным во внутреннем контуре рамы, выполненной с подрезате-лями грунта, размещенными по обеим фронтальным сторонам рамы, причем управляемые колеса снабжены гидроприводом.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что двигатель размещен во внутреннем контуре рамы.

stoyan 22.04.2010 10:24

Вложений: 1
Латвийская ССР. колхоз, с 1986 года агрофирма "АДАЖИ".

канавокосилка слесаря Гунара Путитиса

С помощью этой канавокосилки фирма смогла облагородить канавы, получить добавочное сено. За рубежом подобные агрегаты есть. В СССР не выпускаются. Система управления гидравлическая. Ширина зоны обработки — 8 м. рабочая ширина режущих ножей — 2 м.

ИР 1987 №03

stoyan 02.05.2010 08:11

Вложений: 1
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ, ПОКА САМОДЕЛЬНЫЙ

Каждому трактору—свое. Например, там, где пройдет гусеничный, колесному не пройти. Было бы совсем неплохо колесный трактор часа за два превратить в гусеничный. Он станет проходимей, увеличится сила тяги, уменьшится удельное давление на почву... На Минском тракторном заводе, учтя все это, снабдили трактор «Беларусь» сменным гусеничным ходом. Трактор этот может быстро превратиться в бульдозер, в экскаватор, а то и в буровую машину, не говоря уже о самых разнообразных сельскохозяйственных применениях. Так что сразу скажем: идея сменного гусеничного хода не новость. Появление этого устройства у белорусского трактора сенсации не произвело. Может быть, потому, что он по сравнению с другими транторами своего класса и без гусениц обладал завидной проходимостью.

...Сельсному механизатору зимой посвободнее — можно и телевизор посмотреть. Шла передача о популярном в сельском хозяйстве тракторе Т-150К. Рассказав зрителям о его достоинствах, диктор Центрального телевидения напомнил, что до сих пор многочисленные просьбы сельских механизаторов — повысить тягово-сцепные качества этого трактора—не выполнены. Плохо этот трактор работает на влажных и рыхлых почвах, по рыхлому снегу ходит с трудом. А главное: при обработке им влажных почв снижается урожайность. Бывает, потери доходят до 40 процентов.

В. К. Данильченко, начальник технического отдела Аленсинской райсельхозтехники, раздумывал над путями усовершенствования трактора и вспомнил о белорусском сменном гусеничном ходе. Но трактор «Беларусь» и Т-150К, выпускаемый Харьковским тракторным заводом, это что «Жигули» и, скажем, МАЗ...

Морозным январским вечером по шоссе вдоль Бухтормин-ского поля совхоза «Шелепино», по глубокой снежной целине с необыкновенной легностью маневрировал трактор Т-150К. Тяжелая машина в два человече-сних роста, не теряя скорости, выписывала на рыхлом снегу «слалом». Трактор то мчался вперед, оставляя за собой белоснежный шлейф, то разворачивался «на пятке» и устремлялся вспять.

«Отличная стала машина,— констатировал тракторист
Н. В. Иванушкин, проводивший испытания,— колесный в таких сугробах давно бы завяз».

А весной 1980 года подвергли гусеничный ход новым испытаниям. Трактор безотказно тащил груженый прицеп и когда его задние колеса до половины купались в снежном месиве и тонули в талой воде, и когда проваливались в непролазную грязь. Погоняли («тяжело в ученье — легко в бою»), выявили недостатки гусеничного хода, устранили их — и в третий раз испытали трактор. В акте записали: «На всех видах работ в нолхозе им. Шевченко трактор Т-150К, оборудованный сменным гусеничным ходом, показал повышенную проходимость по глубокому снегу и в гололед, в условиях бездорожья и на заболоченных местах...» Записали и недостаток: «Умышленно загнанный в трясину, трактор с полной нагрузкой допустил пробуксовку по причине изношенного колеса, протектор которого проскальзывал по грунтозаце-пам гусеничного хода».

В комиссии был и председатель колхоза, и представитель Харьковского тракторного завода, лицо пристрастное, поскольку новшество введено не «фирмой». Да и сам Данильченко, тракторист с 18 лет, заслуженный рационализатор РСФСР, автор сорока внедренных рационализаторских предложений, никогда не занимался прожектерством.

При оборудовании сменным гусеничным ходом только семи десятков тракторов в Алексинском районе он даст за год не меньше 170 тысяч рублей экономии. Нетрудно подсчитать и экономический эффект по всей Тульской области (около двух тысяч тракторов Т-150К).
Поскольну дело общесоюзное, Данильченко подал заявление на рацпредложение на тот завод, продукцию которого усовершенствовал, то есть на Харьковский тракторный, и в конструкторское бюро, созданное для решения подобных задач.
Тут и заспорили специалисты: хорош сменный ход или плох и кому принять рацпредложение.

А пока трактор со сменным гусеничным ходом исправно работает, и, например, заведующий лабораторией ходовых систем Всесоюзного НИИ механизации сельского хозяйства (ВИМ) В. А. Русанов считает предложение полезным.

Вероятно, узнав о новом движителе, сельские механизаторы не будут медлить и сделают ПГХ в колхозных и совхозных мастерских и оснастят им один-два трактора.

Конечно, сменное оборудование к трактору, особенно ходовое, дело очень серьезное. Тут нужно учесть и возможное увеличение расхода топлива, и возможный ускоренный износ собственных колес трактора, и многое другое и, что самое главное, определить влияние нового движителя на плодородие почвы. Но ведь трактор Т-150К изрядно портит почву и снижает урожайность. Медлить больше нельзя.

Конечно, у Харьковского тракторного завода ВПО «Союзтракторопром» и НАТИ достаточно знаний, опыта и возможностей, чтобы провести весь комплекс исследовательских и опытно-конструкторских работ. Но, видимо, мало стимулов. Поэтому, товарищи сельские механизаторы, за дело!

Б. ШУМИЛИН
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР № 4-81

Надев сменные гусеницы. Т-150К не буксует ни в рыхлом снегу, ни в растаяншем, ни в непролазной грязи.

stoyan 02.05.2010 08:13

Вложений: 1
СКРЕПЕР, КОТОРЫЙ БУЛЬДОЗЕР

НОВАЯ ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА МАНЕВРЕННА, КАК БУЛЬДОЗЕР, И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНА, КАК СКРЕПЕР.

Мочалову было обидно за бульдозер. Вроде всем взял против скрепера: и маневрен, и грунт может спихивать под откос или в отвал, и ходит челноком туда-сюда, и универсален. Но как ни старайся,— никогда за один проход не набрать ему столько грунта и не отвезти его на такое расстояние, как это может скрепер. Во исправление этой несправедливости Мочалов решил совместить производительность скрепера с маневренностью
бульдозера. Сделал просто: вместо бульдозерного отвала установил скреперный ковш. Правда, не совсем обычный: он может поворачиваться на девяносто градусов (а. с. № 588307). Тягач толкает его, он срезает грунт, а подъехав к откосу или отвалу, становится на попа, передняя стенка его открывается, грунт высыпается, и — опять в исходное положение. Машинисту не надо теперь разворачиваться — задним ходом пятится он к месту работ. Новая машина втрое производительней обычных бульдозеров и гораздо удобней обычных скреперов. Опытные ее образцы уже поработали на строительстве нескольких электростанций и сэкономили за год каждая по 18 тысяч рублей.
О. СЕРДЮКОВ

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР № 5—1980

Бульдозер-скрепер маневрен и производителен.

stoyan 22.05.2010 05:01

Вложений: 2
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР № 8-79

"ПНЕВМАТИКА" ПРОТИВ "КОЛОСА"

М. КОЧУНОВ

СОЗДАН ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ КОМБАЙНА ВДВОЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЕЕ НЫНЕШНИХ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ СОБРАТЬ НА ТОМ ЖЕ ПОЛЕ БОЛЬШЕ ХЛЕБА,— ПОТЕРИ, СВЕДЕНЫ ДО МИНИМУМА. В МНОГООБЕЩАЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДЕВЯТЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ ЗАПОРОЖСКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЯ Н. Т. ГАРМАША. ТРЕТИЙ ГОД НЕ УДАЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ НЕОБХОДИМОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЭТОЙ РАБОТЫ.

— Современный комбайн!— говорит профессор Запорожского машиностроительного института Н. Т. Гармаш. — Их конструкторы не сумели придумать ничего лучше, чем скопировать механизмами ручные операции. Технологически «последнее слово» комбайностроения не намного хитрее цепа да лопаты, которыми наши предки молотили и провеивали хлеб. Переделки, модификации «Колосов» или «Нив» принципиально нового не дадут. Их предел — до 8 кг хлебной массы в секунду и потери зерна 1,5—2 %. Такие же показатели и у лучших зарубежных машин, например, американского, фирмы «Интернэшнл Харвестер», только проектирование которого фирма оплатила 24 миллионами долларов. Лаборатория Н. Т. Гармаша истратила около 150 тысяч рублей и выдала опытный образец комбайна производительностью 16 кг/с при потерях зерна в пределах 0,5%. Если поставить двигатель помощнее и качественно изготовить все узлы (опытный образец делали из чего придется и где придется), можно довести производительность до 20— 25 кг/с, а потери снизить до 0,2—0,3%,— считают авторы.

Выступая на встрече с избирателями Шах-тинского округа Ростовской области 13 февраля 1979 года, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров РСФСР тов. М. С. Соломенцев говорил, что ссвсем недавно все мы радовались, когда на поля вышли комбайны «Нива» и «Колос». «Но жизнь идет дальше, выдвигает новые задачи. Растет урожайность полей. Сейчас комбайны с производительностью 5—6 килограммов зерна в секунду уже не полностью отвечают требованиям времени. Нужны машины, которые обладали бы по крайней мере вдвое большей мощностью.»

Пневматический комбайн конструкции Гармаша «Пневматика-16» пока опытный образец, научно-исследовательская установка. Зерно обрабатывает воздух, работающий в заново созданных основных узлах машины. Так называемый нормализатор подач растаскивает хлебную массу в тонкий слой, когда она поступает под транспортер наклонной камеры. Два полупневматических молотильных барабана, взаимодействуя со всасывающими потоками, создаваемыми веялкой, протирают мелкий ворох, то есть зерно с половой, сквозь деки и направляют солому к измельчителю. Центральные наклонные шнеки подают зерно с половой к веялке.

Основа машины — пневматическая веялка — выдает зерно. Кроме зерна, комбайн дает еще два ценных кормовых продукта — полову ,и измельченную, уже пригодную на корм скоту, солому. Пневматическая веялка напоминает турбину с вертикальным ротором. Три ее кольцевых канала контролируют чистоту получаемого зерна, потери в полову и массовое отделение от зерна половы. Решения, заложенные в конструкцию новой веялки, позволяют сделать производительность машины равной производительности молотилки, причем в последнем варианте она уже доведена до 16 кг/с при самой большой сорности мелкого вороха (отношение зерна к соломистым продуктам равно 1:1).
Принцип скоростной сепарации, который изобрел Н. Т. Гармаш и на основе которого разработана веялка, позволяет осуществлять весь процесс обработки зерна в течение десятых долей секунды. Вместо возвратно-поступательных движений, сотрясающих и изнашивающих нынешние комбайны, использованы только уравновешенные вращательные. Сделано все, чтобы новый комбайн был надежным и долговечным.

Нетрудно представить, что, прочитав эти строки, председатель колхоза начнет звонить в районное отделение «Сельхозтехники» и заказывать пневматические комбайны. Машина того стоит. Но который год дело дальше опытного образца, «загорающего» в институтском дворе, не идет. Профессор Гармаш преподает на кафедре ТММ и одновременно руководит организованной при учебном институте лабораторией скоростной сепарации зернового вороха, которая должна реализовать его изобретения. Должна, но не в состоянии. Коллектив мал, производственной базы нет. Чтобы заготовить хлеб для испытаний, сотрудники лаборатории во главе с руководителем каждое лето берут в руки серпы и выходят в поле. Как им удалось смастерить работоспособный образец комбайна, который по всем показателям превзошел лучшие машины такого рода, непостижимо.

А сколько раз лаборатория была на грани ликвидации, потому что когда-то ведущие организации в нашем комбайностроении — Всесоюзный НИИ сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ) и Таганрогское головное СКБ по машинам для уборки зерновых культур — в совместном постановлении записали, что «...предложенная схема не имеет никаких преимуществ перед существующими». Оказалось, однако, имеет.

Опытный образец при всем несовершенстве его изготовления вдвое превзошел серийный «Колос» и имел потери зерна на один процент меньше. В масштабах страны один процент — это больше двух миллионов тонн зерна. Вот последний отчет лаборатории: низкое качество изготовления отдельных узлов привело к срыву испытаний 1978 года. Значит, упущен еще год. Кто же придет на помощь коллективу! Запорожский областной совет ВОИР! Студенты ЗМИ им. В. Я. Чубаря, будущие конструкторы и технологи сельскохозяйственного машиностроения! Минтракторсельхозмаш СССР! Министерство должно сказать свое веское слово. Надо надеяться, что и те, и другие, и третьи, каждый по-своему, помогут коллективу.

stoyan 23.05.2010 11:03

Вложений: 1
ИР 1975 №02

ТРАКТОРЫ-КАТАМАРАНЫ ВЫХОДЯТ НА ПОЛЯ

Статья о сцепке двух тракторов, управляемых одним водителем (ИР, 9, 72), привлекла внимание руководителей министерств союзных и автономных республик, организаций «Сельхозтехники». Новинкой заинтересовались и тракторостроители.

По просьбе главного инженера Волгоградского тракторного завода А. Скребцова на завод выслана техническая документация, отправлена также документация в адрес Сибирского отделения ВАСХНИЛ. Комплект сцепки для соединения двух гусеничных тракторов отгружен одному из совхозов Томской области. Такие же приспособления хотят иметь управление внедрения новой техники всероссийского объединения «Россельхозтех-ника», министерства сельского хозяйства Грузинской ССР, Мордовской АССР, механизаторы Казахской ССР, Красноярского управления сельского хозяйства и других мест.

В 1974 году приспособление применялось в хозяйствах Сибири, Казахстана, Украины. Специалисты хвалят сдвоенные агрегаты. Положительные отзывы получены из колхоза им. Шевченко, Щербиновского района. Краснодарского края, Старополтавского районного объединения «Сельхозтехника» Волгоградской области, из Омской и Новосибирской областей, Алтайского края и т.д.

Сдвоенные тракторы усиленно эксплуатировались на полях Ново-Уральского опытного хозяйства. Испытывались с глубокорыхлителями, тяжелыми культиваторами, стерневыми сеялками, плугами, лущильниками. Сменная производительность увеличивается по сравнению с обычными агрегатами а среднем на 33%. орудий и машин на 15— 20%, производительность труда механизаторов повышается более чем в два раза. «Спарки» в течение года не имели ни одной поломки. Отработав по одной тысяче моточасов, они обработали в переводе на пахоту две тысячи гектаров.

Трехлетняя практика эксплуатации показала, что flea трактора, оборудованные устройством для сцепки, хорошо агрегати-руются с навесными, полунавесными и прицепными орудиями. Пахоту, культивацию, глубокое рыхление, посев можно вести на высоком агротехническом уровне.

На объединенном заседании специалистов Министерства сельского хозяйства СССР и всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» рекомендовано широко использовать сдвоенные гусеничные тракторы в сельском хозяйстве. Решение о продолжении научно-исследовательских работ и массовом внедрении тракторов-катамаранов утверждено заместителем министра сельского хозяйства СССР И. Кузнецовым и заместителем председателя всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника И. Корбутом.

mixalew 16.06.2010 23:33

Вложений: 1
Вот два МТЗ на заготовке силоса. Скан из журнала про сельскохозяйственную технику.
А есть у кого нибудь фотографии Беларус Ш-406?

MAC 17.06.2010 00:48

Цитата:

Сообщение от mixalew (Сообщение 757401)
Вот два МТЗ на заготовке силоса. Скан из журнала про сельскохозяйственную технику.
А есть у кого нибудь фотографии Беларус Ш-406?

Красиво ! :good: А есть еще что то подобное? :fotku:

mixalew 17.06.2010 11:03

да есть, но только черно-белое.

826-926 17.06.2010 16:11

скидывай будет интересно всем

ТЁМАТИ 17.06.2010 19:48

Цитата:

Сообщение от 826-926 (Сообщение 757962)
скидывай будет интересно всем

мне тож оч интересно посмотреть

mixalew 17.06.2010 23:16

Вложений: 2
вот еще пара сканов.

stoyan 18.06.2010 11:02

Вложений: 1
Унифицированная кабина для перспективных моделей самоходных сельхозмашин. ВИСХОМ, ГСКБ Таганрог, БФ ВИНИИТЭ

бюллетень "Техническая Эстетика" № 1982-04

stoyan 18.06.2010 11:04

Вложений: 1
трактор К-710, БФ ВНИИТЭ, дизайнер С. Полоневич
бюллетень "Техническая Эстетика" № 1982-04


Текущее время: 13:42. Часовой пояс GMT +3.